Маркетплейс

Система «Маркетплейс» — новый электронный канал реализации финансовых продуктов, базирующийся на принципах надежности и удобства для клиентов, работающий в режиме 24/7

О проекте

В рамках реализации Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов Банком России совместно с участниками рынка в декабре 2017 года запущен проект «Маркетплейс». Цель проекта — организация системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрации финансовых сделок.

Проект «Маркетплейс» призван, с одной стороны, обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку, с другой — сформировать предпосылки для развития конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов. Среди преимуществ проекта — улучшение ситуации с финансовой доступностью, в частности за счет снятия географических ограничений. При этом пользователи получат дистанционный доступ к финансовым услугам в режиме 24/7 и широкую линейку финансовых продуктов. Продуктовый ассортимент будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, паи паевых инвестиционных фондов (ПИФ), ОСАГО и ипотечные кредиты. В перспективе он может быть расширен за счет иных кредитных, страховых, инвестиционных и прочих финансовых продуктов.

Реализация проекта не предполагает государственных инвестиций в создание элементов системы «Маркетплейс», ее построение будет происходить на рыночных принципах. Роль Банка России — способствовать созданию благоприятной регуляторной среды для эффективного функционирования системы. При подготовке нормативных документов будет учитываться опыт пилотных запусков системы по приоритетным финансовым продуктам и анализ бизнес-моделей ее участников.

Инфраструктура системы

Система функционирует по принципу «plug&play» и объединяет следующих участников:

  • Электронные платформы. Площадки, на которых взаимодействуют финансовые организации и клиенты для заключения сделок. Задача платформы состоит в автоматизации взаимодействия сторон и обеспечении удобства совершения финансовых транзакций.
  • Поставщики финансовых продуктов и услуг. Это банки, страховые компании, управляющие компании ПИФ, эмитенты корпоративных и государственных облигаций.
  • Регистратор финансовых транзакций. Реестр хранения юридически значимой информации по совершенным на платформах сделкам. Это основной элемент доверенной среды.
  • Витрины-агрегаторы. Интернет-ресурсы и мобильные приложения, предоставляющие клиенту возможность выбора финансового продукта посредством систематизации и визуализации его характеристик. Витрина призвана обеспечить представление параметров финансового продукта (срок, процентная ставка, рейтинг и т.д.).
  • Боты. Автоматизированные консультанты по финансовым продуктам и услугам при заключении и исполнении сделок.

Инфраструктура системы будет интегрирована с платформой для удаленной биометрической идентификации, функционирующей в соответствии с одним из направлений развития Ассоциации ФинТех, что позволит перевести финансовые услуги в цифровую среду и повысить уровень их доступности для потребителей. При построении системы «Маркетплейс» будут использованы также такие инновационные разработки других проектов Ассоциации ФинТех, как стандартные открытые интерфейсы (Open API) и Система быстрых платежей.

Этапы реализации проекта

Октябрь 2017 года — концепция проекта впервые представлена на форуме инновационных технологий Finopolis.

Май 2018 года — совместно с участниками рынка протестирован прототип платформы «Маркетплейс 1.0» для дистанционного открытия физическими лицами банковских вкладов на базе Московской Биржи (без фактического движения денежных средств).

Декабрь 2018 года — презентация на XVI Российском облигационном конгрессе в Санкт-Петербурге двух новых пилотных платформ, присоединившихся к проекту: по облигациям и паям ПИФ. Пилотные сделки прошли в «боевом» режиме, с реальными расчетами и подписанием договорной документации между всеми участниками процесса, с направлением информации в Регистратор финансовых транзакций.

2019 год — планируется принятие необходимых законодательных изменений, промышленный запуск трех платформ (по вкладам, облигациям и паям ПИФ) в рамках проекта «Маркетплейс».

Октябрь 2017 года
анонсирование концепции проекта

Декабрь 2017 года
старт практической реализации проекта

Май 2018 года
презентация прототипа по вкладам

Октябрь 2018 года
направление законопроекта на согласование ФОИВам

Декабрь 2018 года
пилотные сделки с облигациями и паями ПИФ

Февраль 2019 года
техническая готовность «Макетплейс 1.0» по вкладам

Весенняя сессия Государственной Думы
принятие законопроекта (план законопроектной работы)

2019 год
«Маркетплейс 1.0», запуск по вкладам, облигациям и паям ПИФ

2019–2020 годы
«Маркетплейс 2.0», запуск других продуктов и сервисов (ОСАГО, ипотека)

Услуги маркетплейса будут доступны в любой точке России

Преимущества проекта:

Для населения

  • Доверенная среда
  • Доступ к услугам 24/7
  • Географическая доступность

Для поставщиков финансовых услуг

  • Привлечение новой клиентской базы
  • Снижение стоимости привлечения и обслуживания клиентов
  • Аутсорсинг сервисов

Для витрин-агрегаторов/платформ

  • Привлечение новой клиентской базы
  • Технологическое развитие

Для Банка России

  • Развитие конкуренции на финансовом рынке
  • Повышение финансовой доступности

Напишите нам по любым вопросам, связанным с проектом

Ответы на часто задаваемые вопросы

О чем этот проект? Проект «Маркетплейс» — это создание новой доверенной среды дистанционной продажи финансовых продуктов. Новая инфраструктура будет соединять продавцов (банки, страховые и иные финансовые компании) и потребителей. Она сможет заменить или дополнить традиционные каналы продаж — офисы, сайты, мобильные приложения отдельных компаний. Вместо этого потребители смогут приобретать финансовые продукты через сайты и мобильные приложения витрин-агрегаторов, которые показывают информацию от многих продавцов и дают возможность сравнить несколько финансовых продуктов. Например, через приложение в мобильном телефоне можно будет сравнить процентные ставки по банковским вкладам разных банков, выбрать вклад и тут же открыть его.

Когда будет запущен проект? В настоящее время завершен 1 этап реализации проекта — обеспечена техническая готовность «Маркетплейс 1.0» по банковским вкладам. В ноябре состоялась презентация двух новых пилотных платформ, присоединившихся к проекту: по облигациям и ПИФам. Пилотные сделки прошли в «боевом» режиме, с реальными расчетами и подписанием договорной документации между всеми участниками процесса, с направлением информации в регистратор финансовых транзакций. На данный момент в Государственную Думу внесен законопроект, регулирующий заключение дистанционных сделок на электронной платформе. Промышленный запуск трех пилотных платформ в рамках проекта «Маркетплейс» станет возможен после вступления в силу принятых законодательных изменений.

Как это будет работать? Новая система будет состоять из витрин-агрегаторов, которые показывают потребителям информацию о финансовых продуктах, а также из специальных платформ, технологически соединяющих витрины-агрегаторы с продавцами финансовых продуктов. В системе будет использоваться удаленная идентификация, что позволит дистанционно приобретать финансовые продукты. Система позволит потребителям получить дистанционный доступ к широкой линейке продуктов и услуг финансовых организаций онлайн, а также отслеживать историю финансовых транзакций в режиме «единого окна» (через личный кабинет) регистратора финансовых транзакций (РФТ).

Какова роль Банка России в проекте? Банк России обеспечивает создание регуляторной среды для эффективного и надежного функционирования системы. При подготовке нормативного регулирования будет учитываться опыт пилотного запуска системы и анализ бизнес-моделей ее участников.

Витриной системы Маркетплейс станет специально создаваемый сайт под брендом Банка России? Нет, создания мобильного приложения или специального сайта не предполагается.

Финансирует ли Банк России этот проект? Нет, государственных инвестиций в проект не предполагается. Все расходы на создание инфраструктуры несут участники проекта.

Какие сделки можно будет совершать через эту систему? На этапе «промышленного запуска» системы, запланированного на 1 полугодие 2019 года, продуктовый ассортимент системы «Маркетплейс» будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, паи ПИФов. В дальнейшем он будет расширен за счет включения страховых продуктов (ОСАГО), кредитных продуктов (ипотека), а также за счет других инвестиционных и финансовых продуктов.

Что такое боты и зачем они нужны? Потребитель может сравнивать и выбирать финансовые продукты самостоятельно (вручную), а может использовать специальное программное обеспечение (ботов). Боты предоставляют автоматизированные услуги по подбору финансовых продуктов, заключению и исполнению сделок. Они помогают упростить процесс покупки финансовых продуктов. Например, по инструкции потребителя бот может ежемесячно автоматически размещать заданную сумму денежных средств на банковский вклад с наилучшей на тот момент процентной ставкой.

Что такое витрина-агрегатор? Это информационный ресурс (например, сайт или мобильное приложение), предоставляющий потребителю возможность выбора финансового продукта через систематизацию и визуализацию сведений о финансовых продуктах в определенной последовательности, зависящей от заданных критериев (параметров). Это могут быть как списки, сортированные по заданным параметрам (например, сортировка банковских вкладов по размеру процентной ставки), так и специальные рэнкинги (например, народные рейтинги банков).

Будет ли платформа только одна? Нет, таких ограничений не будет. На этапе пилотирования в проекте участвуют 4 платформы по разным финансовым продуктам.

  • Платформа по банковским депозитам — «Московская биржа»
  • Платформа по реализации облигаций — ВТБ Регистратор
  • Платформа по продаже паев ПИФ — спецдепозитарий «Инфинитум»
  • Платформа по ипотеке — ДОМ.РФ

Любая организация, которая будет соответствовать требованиям законодательства, в том числе требованиям по минимальному капиталу, уровню информационной безопасности, сможет стать участником системы «Маркетплейс» в качестве электронной платформы.

Что такое платформа? Площадка, к которой подключены продавцы финансовых продуктов и витрины-агрегаторы, показывающие потребителям информацию об этих продуктах. На платформе происходит взаимодействие финансовых организаций и потребителей в целях заключения финансовых сделок. Основная задача платформы — автоматизация процессов взаимодействия, повышение скорости и удобства совершения транзакций.

Что такое РФТ? Регистратор финансовых транзакций представляет собой систему хранения данных о заключенных сделках. По запросу клиенту будут предоставляться выписки из реестра для использования в качестве юридически значимой информации (например, в судах), также клиент сможет видеть информацию по всем заключенным сделкам в своем личном кабинете по принципу «одного окна». Планируется, что такой личный кабинет будет находиться на сайте Госуслуг. Например, в личном кабинете можно будет увидеть информацию о своих вкладах, размещенных в разных банках.

Как присоединиться к проекту? Все вопросы просим направлять по адресу: marketplace@cbr.ru

Контактная информация

По всем вопросам, связанным с проектом Маркетплейс, можно обращаться по адресу marketplace@cbr.ru

× Закрыть