«Группа 20»

Общие сведения

«Группа 20» — ведущий неофициальный форум международного сотрудничества по наиболее важным аспектам международной экономической и финансовой повестки дня.

Официальной датой создания «Группы 20» («двадцатка», G20) можно считать сделанное в сентябре 1999 года министрами финансов и управляющих центральными банками «Группы семи» (G7) заявление о своем намерении «расширить диалог по ключевым экономическим и финансово-политическим вопросам внутри развитых и наиболее успешно развивающихся стран и содействовать сотрудничеству между ними в целях достижения стабильного экономического роста в мире».

Возникновение «Группы 20» связано с осознанием значительных изменений, произошедших в мировой экономике. Возрастающее значение стран с формирующимися рынками вместе с продолжающейся глобализацией мировой экономики и финансовых рынков подчеркнули необходимость расширения международного экономического и финансового сотрудничества.

Основные причины создания «Группы 20»:

  • Финансовый кризис 1997―1998 годов в развивающихся странах.
  • Продолжающаяся глобализация мировой экономики, что обуславливалось возрастающей взаимозависимостью всех стран в мире.
  • Либерализация международной торговли под эгидой ВТО (ГАТТ).
  • Либерализация финансовых рынков и, как следствие, увеличение потоков капитала.

В состав «Группы 20» входят 19 стран из разных регионов мира и с разным уровнем экономического развития и Европейский союз (Аргентины, Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Канады, Китая, Мексики, Турции, России, Саудовской Аравии, США, Франции, ЮАР, Республики Корея, Япония). Во встречах «Группы 20» также на постоянной основе в качестве наблюдателей представлены Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк 1, Совет по финансовой стабильности (СФС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация объединенных наций (ООН) и Международная организация труда (МОТ).

«Группа 20» не имеет собственного штата сотрудников. Страна-председатель назначает временный Секретариат Группы на период своего председательства, который координирует работу Группы и организует ее встречи. Три последовательных председательства негласно объединены в управляющую Тройку, совместная работа которой обеспечивает последовательность и преемственность в работе «Группы двадцати», усиливая легитимность и прозрачность принятия решений на встречах.

Председатель «Группы 20» избирается сроком на один год на ротационной основе и обеспечивает проведение встреч министров финансов и управляющих центральными банками стран-участниц; встреч их заместителей, а также тематических семинаров. 19 стран разделены на 5 групп по региональному признаку, в каждую группу распределено не более 4 стран.

  • Группа 1: Австралия, Канада, Саудовская Аравия, США;
  • Группа 2: Индия, Россия, Турция, ЮАР;
  • Группа 3: Аргентина, Бразилия, Мексика;
  • Группа 4: Великобритания, Германия, Италия, Франция;
  • Группа 5: Индонезия, Китай, Республика Корея, Япония.

Два раза подряд страна-председатель не может выбираться из одной группы. В 2010 году страной-председателем была Корея,
в 2011 году ― Франция, в 2012 году―Мексика, в 2013 году ― Россия, в 2014 году ― Австралия, в 2015 году — Турция, в 2016 году ― КНР,
в 2017 году ― Германия, в 2018 году — Аргентина, в 2019 году ― Япония, в 2020 — Саудовская Аравия.

Обсуждаемые странами-участницами в рамках встреч основные вопросы включаются в итоговый документ «министерской» встречи — Коммюнике. Каждая страна в рамках своего председательства имеет возможность определить свои приоритетные темы на год.

Также с 2008 года проводятся саммиты лидеров (глав государств и правительств), которые являются завершающим этапом председательства. С 2010 года принято решение о проведении саммита лидеров государства только один раз в год.

Цели и направления деятельности

Основными задачами «Группы 20» являются:

  • координация политики между членами «Группы 20» с целью достижения глобальной экономической стабильности и устойчивого роста,
  • продвижение финансового регулирования, которое бы снижало риски и предотвращало будущие финансовые кризисы,
  • создание новой международной финансовой архитектуры.

Основные мероприятия разделены на два направления: встречи шерп 2 и финансовая двадцатка.

Ключевые темы в рамках «Группы 20» определяются в соответствии с установившимися приоритетными направлениями:

  • коллективные/совместные действия по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста (реализация Рамочного соглашения «двадцатки» об устойчивом, сбалансированном экономическом росте);
  • реформирование международных финансовых институтов (в свете модернизации международной финансовой архитектуры);
  • совершенствование финансового регулирования;
  • повышение качества функционирования энергетических и сырьевых рынков;
  • оказание содействия международному развитию.

Сотрудничество Российской Федерации с «Группой 20»

Начиная с 1999 года Россия активно участвует в мероприятиях «Группы 20». В рамках своего участия Россия вносит предложения в проекты итоговых документов, предпринимает конкретные действия в целях выполнения принятых решений и обязательств в рамках Группы.

Сотрудничество Банка России с «Группой 20»

Банк России на постоянной основе участвует во встречах министров финансов и управляющих центральными банками и их заместителей, а также в деятельности рабочих групп и организуемых «двадцаткой» семинарах. Во встречах министров финансов и управляющих центральными банками принимает участие Председатель Банка России Э. С. Набиуллина, во встречах заместителей министров финансов и управляющих центральными банками — первый заместитель Председателя Банка России К. В. Юдаева.

В 2019 году ключевые темы объединены в три группы: «Мировая экономика ― риски и вызовы», «Действия, направленные на достижение устойчивого роста» и «Ответ на структурные изменения, вызванные развитием инноваций и глобализацией».

В рамках первой группы тем продолжается мониторинг глобальных экономических рисков, обсуждаются проблемы накопления глобальных финансовых дисбалансов и последствия старения населения для налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. В 2019 году в рамках японского председательства в «двадцатке» был проведен Форум Глобального партнерства по расширению доступа к финансовым услугам (Global Partnership for Financial Inclusion ― GPFI). По итогам форума был подготовлен доклад о проблемах старения населения и повышения доступности финансовых услуг. Доклад будет представлен в ходе встречи министров финансов и управляющих центральными банками в июне 2019 года.

В рамках второй группы тем продолжается работа над развитием элементов утверждённой в 2018 году «Дорожной карты „Группы 20“ для развития инфраструктуры как отдельного класса активов», обсуждаются вопросы обеспечения устойчивости к стихийным бедствиям, в том числе своевременного финансирования и страхования от бедствий и определение передового опыта. В повестке также выделены всеобщий охват населения услугами здравоохранения и его финансирование в развивающихся странах, а также обеспечение устойчивости и прозрачности финансирования, предоставляемого странам с низким уровнем доходов.

В третьей группе тем изучаются возможности и проблемы финансовых инноваций с целью осуществления сбалансированного подхода к госрегулированию, а также реализуется работа по борьбе с фрагментацией финансового рынка, проистекающей из недостатка координации в ходе внедрения глобальных реформ финансового регулирования в юрисдикциях и существования феномена международного регуляторного арбитража.

Также продолжается работа по темам предыдущих лет: глобальной финансовой архитектуре, развитию и регулированию финансового рынка, международным вопросам налогообложения, «зеленым» финансам, противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег, потокам капитала и пр.

С целью повышения устойчивости финансовой системы в посткризисный период ключевой задачей «двадцатки» было совершенствование финансового регулирования. В 2019 году одним из приоритетов работы «Группы двадцати» в 2019 году стала оценка результатов внедрения глобальных реформ финансового регулирования. Однако наличие устойчивых финансовых рынков является всего лишь одним из составных элементов устойчивости. Помимо данного направления работы для повышения устойчивости экономик стран необходимо следующее:

  • Более диверсифицированные экономики с гибкими рынками товаров и труда в целях адаптации и стимулирования роста.
  • Устойчивый уровень государственного и частного долга, снижение зависимости от модели роста, основанной на частном и государственном потреблении за счет кредитных ресурсов.
  • Сбалансированность набора инструментов экономической политики.

Помимо основных заседаний «Группы 20» Банк России также участвует в деятельности Рабочих групп «двадцатки». Рабочая группа по реализации Рамочного соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте (G20 Framework Working Group ― FWG): деятельность в рамках FWG является одним из главных инструментов согласования мер экономической политики стран «двадцатки» и представляет собой многосторонний механизм содействия росту мировой экономики на современном этапе.

Основные направления работы:

  • структурные реформы в странах «двадцатки»;
  • рамочная концепция по содействию инклюзивности экономического роста;
  • обновление странами стратегий экономического роста.

В рамках Рабочей группы по реформированию международной валютно-финансовой архитектуры (G20 Working Group on International Financial Architecture ― IFA) обсуждаются следующие темы:

  • роль, функции и механизмы взаимодействия международных финансовых организаций;
  • потоки капитала (мониторинг и управление рисками);
  • деятельность в рамках глобальной сети финансовой безопасности;
  • противодействие фрагментации глобальной финансовой системы;
  • устойчивость долговой нагрузки;
  • роль многосторонних банков развития в международной финансовой архитектуре.

Рабочая группа по восполнению пробелов в статистических данных (G20 Inter-Agency Group on Economic and Financial Statistics ― IAG) отвечает за реализацию второго этапа Инициативы G20 по восполнению пробелов в статистических данных.

Свою деятельность возобновила Рабочая группа по инвестициям в инфраструктуру (G20 Infrastructure Working Group ― IWG) под председательством Австралии, Бразилии и Аргентины. В 2019 году работа реализовывалась по 4 основным направлениям:

  1. снижение барьеров и транзакционных издержек для финансирования инфраструктурных объектов;
  2. более качественная подготовка проектной документации и обоснования проектов;
  3. устранение пробелов в данных;
  4. содействие инвестиций в качественные инфраструктурные объекты (повышение качества инвестиций, минимизация издержек).

Данные направления работы считаются фундаментальными для привлечения частных инвестиций.

25―26 апреля 2019 года на площадке Банка России Департамент финансовой стабильности организовал заседание IWG. В ходе заседания обсуждались основные итоги предшествующих встреч министров финансов и управляющих центральными банками «Группы двадцати» и их заместителей, а также велась проработка Принципов Качественных инфраструктурных инвестиций (Quality Infrastructure Investment (QII) Principles).

Глобальное партнерство по расширению доступа к финансовым услугам (Global Partnership for Financial Inclusion ― GPFI) ― инклюзивная платформа для регуляторов, монетарных и надзорных властей. В настоящее время она объединяет 118 организаций из 94 стран. В рамках GPFI осуществляется обмен наилучшими практиками урегулирования ситуаций, связанных с рисками, их концентрацией, регулятивными мерами, которые могут содействовать бедным слоям населения в получении доступа к финансовым услугам. Деятельность партнерства организована в форме комитетов и рабочих групп. Реализация совместных решений в целях продвижения идеи Глобального партнерства за финансовую доступность осуществляется с использованием современных технологий. GPFI занимается также вопросами повышения финансовой грамотности населения, защитой прав потребителей финансовых услуг. В этом контексте осуществляется сбор информации и статистических данных по национальным стратегиям финансовой доступности. В структуре партнерства есть также подкомитет, который работает только с международными стандартами. В частности, он оценивает степень воздействия глобальных международных стандартов на финансовую доступность в разных странах и осуществляет обмен информацией в этой области. Россия участвует в работе подкомитета по глобальным стандартам, который лидирует в стратегии обеспечения финансовой доступности, когда речь идет о взаимодействии развитых стран и стран с развивающимися рынками в плане предоставления эффективных решений.


Сайт G20

Календарь мероприятий G20 на 2017 год

Основные итоговые документы G20

1 От МВФ и Всемирного банка в форуме принимают участие Директор-распорядитель МВФ и Президент Всемирного Банка, а также председатели комитетов этих организаций: Международного валютно-финансового комитета (International Monetary and Financial Committee) и Комитета по развитию (Development Committee).

2 Шерпа - доверенное лицо руководителя страны-члена «Группы двадцати». Шерпы выполняют важные задачи планирования, ведения переговоров на протяжении всего процесса подготовки саммита, координируют повестку дня, занимаются поиском консенсуса на самом высоком политическом уровне, готовят проекты декларации и другие сопутствующие документы для лидеров.

× Закрыть